ПЕРВЫЙ ТОП-10 ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПО ВЕРСИИ АЛЬТЕРНАТИВНОГО ЖЮРИ «10-ГО ОТКРЫТОГО ЧЕМПИОНАТА БАЛТИИ ПО РУССКОЙ ПОЭЗИИ»

Стихотворения, предложенные в ТОП-10 Международного литературного конкурса «10-й открытый Чемпионат Балтии по русской поэзии — 2021» членом альтернативного Жюри конкурса. Имя члена жюри появится 1 июня 2021 года. Топы нумеруются по очерёдности поступления.

Члены альтернативного жюри распределяли между десятью стихотворениями пятнадцать баллов, произведения расположены в соответствии с протоколом.

Внимание!
Имена авторов анонимных конкурсных произведений будут оглашены в Итоговом протоколе конкурса 6 июня 2021 года в 23:59 по Москве. 

Конкурсная подборка 322. «Имена и люди»

3 балла

Ленинградская соната

Бетховену всегда удавалась кода.
Диссонансы рвали наполненный венский зал...

Девятого августа сорок второго года
Война уже прикрывала свои глаза.
Войне казалось: можно уже забыться,
Заслушать взрывы парой-другой сюит.

Ну это ж надо было с зимой забиться
На то, что город всё-таки устоит.

Бетховен звонка не слышал. А что такого,
Когда ты глух, и занят, и Lebewohl.
И гость со странным именем - Шостакович,
С визиткой на до-мажор вместо ми-бемоль.
Потом жалели, что не осталось фото,
Где оба фак показывают войне.

Соната двадцать шесть для пианофорте
На фортепиано была бы чуть-чуть слышней.

Война понимала: эти б смогли сыграться,
И не для того, чтобы шкуру свою спасать.

Вывести дистрофию из ленинградца -
Как аритмию нотами записать.

Война так устала, что становилась фоном,
Сидела в углу, тупо смотрела в пол,
И слушала премьеру седьмой симфонии,
И понимала, что проиграла спор.

Это нормально, что клавиши ночью серы,
Что мосты на четыре октавы разведены.

Бетховен занят, Бетховен слушает сердце -
В тональности до-войны. Во время войны.

Конкурсная подборка 330. «Тыдым»

3 балла

Иволги

бабочка исподнее стирает
марлечку полощет по окну
банный таз щербатый скол по краю
золотые иволги по дну

ба не лей утонут ба утонут
глупая попьют да уплывут
баню тёплым вечером не топят
тающих капустниц берегут

голову клони клони пониже
косы до земли в неполных шесть
ба отстань мне мыльно я не вижу
дай мне чистой в лодочке в ковше

полотенце ветхое как небо
я большая ножками сама
пахнет свежей липой чёрствым хлебом
по плетню кувшинная кайма

в доме половицы и герани
научи подзор крючком вязать
расскажи про танки под рязанью
слово злое доброе рязань

расскажу потом про трёх медведей
после танков самое ага
завтра мамка с города приедет
будет нам обеим помогать

расскажу ещё хоть против правил
мамка б заругала позднотень
в автолавке едут пётр и павел
с двух сторон как хлеб кусают день

гребень гладит кудри до рассвета
засыпай да спи от сих до сих
полных сорок не зашепчешь где ты
и не бросишь иволгам монету
и не тронешь перьев золотых

Конкурсная подборка 327. «Голоса»

2 балла

Путевые заметки

І

за километром тянется верста
от Киева уже чуть больше ста
попутный шёпот
гулкий, беспредметный
накрыл попоной шесть десятков душ
вот-вот — и въедет в старый двор каретный
хромой автобус по полотнам луж

поля грустят в обетованном сне
грустишь ли ты, как поле, рядом с ней
одна неволя в поле
но гляди же
дороги тают, грязь черным черна
как будто твердь навеки стала жижей

на остановке протирает кучер наш
стекло и зеркало
под ноги лезут куры
заправив клячу, заглушив движок
поспешно ест и курит, ест и курит
он жизнь исколесил, но не прожёг

зима лелеет мягкий тусклый свет
теряет время скоморошье иго
Чернигов близко
далеко Чернигов
нет

ІІ

невесть откуда, из дворца в дворец
венчаться едут пары в Козелец
под Песнь песней, уханье кадила
…
храм обошла
но в храм не заходила
я сторонюсь пространных общих мест
…
а кто и выдаст —
бог меня не съест
и потому молчу в противовес
губернскому молчанию небес

и взвод дубов
и белый дым берёз
и даже солнце из свечного воска
оберегают тайны Разумовской
чей крест по горло в эту землю врос

ІІІ

снега лежат без края и конца
качая храм в ладони Козельца
держась за светлый вымпел колокольни —
для душ смятенных лучше нет ловца —
то рыбка проплывёт
то вдруг соколик
вспорхнёт и заколеблется над ним
как нимб

Конкурсная подборка 228. «Рыбка моя»

1 балл

* * *

В осеннем парке
движется туман;
здесь старенькие Тютчевы гуляют,
держа под локоток
последнюю любовь,
и утро жжет листву, и дым вздыхает,
дым отправляется от станции Земля
как будто сонный
вертикальный паровоз –
весь собран из колес, раздувшихся в водянке,
растущих снизу,
по бокам
и на спине,
и небо чисто как глубокий вдох,
как смех детей, что в прятки, в догонялки
играют между гор листвы
среди стволов,
а дым,
поднявшись выше верхних веток,
вдруг преломляется, уносится без ветра
куда-то в сторону,
наверно, потому,
что стаи птиц накликали зимУ,
что зимний воздух как покровное стекло
вдруг придавил и парк
и тихий город,
в котором стало пыльно и светло,
и в микроскоп зимы,
огромный,
синий,
рассматривает кто-то первый иней,
и утро в парке,
и влюбленных старичков,
глядящих на Елен из-под очков,
и умоляющих: мгновенье, задержись,
как выстрел быстрое, и долгое как жизнь.

Конкурсная подборка 293. «Ластик перо слова»

1 балл

* * *

ластик перо слова
жизнь отрезвляет хор
или расцеловал
или насущный вздор
ангельский чин киот
вышел из дома вон
яблоня дичка плод
с неба глазеет дрон
скальпель зажим тампон
свет вытекает из
между еловых крон
слышен сверлящий свист
рыбий пузырь со льдом
вдоль поперёк и на
имя дадут потом
долгое время сна
исповедь плач аффект
статус офлайн и смерть

это всего лишь текст
здесь можно смерть стереть

Конкурсная подборка 327. «Голоса»

1 балл

* * *

когда у окон были голоса и
незыблемый канон
святой глоссарий
кричали мамы
ты куда постой
заваливался в окна
свет густой
и стягивало горло
пуповиной

вернись забыл
и ключик на тесьме
летел в траву
не отыскать не смей
вины не признающий
но повинный
чтоб бурю не пожать
ветров не сей

и раздражённо
два щелчка щеколд
под грохот рамы
встряхивали воздух
заблудшие сыны
не баба з возу

всё тоньше твой дневник
всё толще кот

теперь безмолвны
как когда-то мы
стеклянные уста многоэтажек
ключ заржавел
венец молчанья тяжек
и наши мамы
смотрят в нас
из тьмы

Конкурсная подборка 329. «Сегодня»

1 балл

* * *

барышников в риге!
сто человек предвкушают
есть не могут: барышников в риге!

восемь фотографов бороздят улицы
где хранится? в какой гостинице?
один? или?

933 ждут продажи билетов
дамы шьют платья - давно не шили
мужья покупают с 4к мобилы

появляется доверенное лицо:
михаил николаевич просит...
он по другим делам...

и всё
театр окончен
жизнь возвращается на круги ея

но где-то в задвинье
в два часа ночи
михаил барышников
задвигает шторы
и в плавном своем одиночестве
встаёт на острые носки

Конкурсная подборка 335. «Обострение весеннее. с выходом»

1 балл

* * *

и то как вы отбросили намордник
уже в вас выдавало высоту
и простоту и туи на промзоне
и мятый снег
слова нескладные на фоне склада
внутри застряли вдруг
здесь всё по пропускам

теперь склад стал элитным эй-ты центром
привратник на дверях немой как цербер
глазами вам пропел весна пришла
и целую минуту был щеночком
забыв о службе, о горячих точках
полузабитой зоны позвоночник
промышленной тому лет надцать
в зеркальном вестибюле отражался
я словно сжался
от вашей красоты и отрешённости
штампованная
чешуя из слов и алюминия
и словно вертер прежде молодой
шагами протирал иное время
(что роботу сердечные страданья
известно смерть от слёз и плазмареза)
а здесь весна обнять тебя и плакать
и радостно воспринимать что цербер
садится на стоянке ввечеру
в такую же штампованную банку
те же ручки трёт
и этим даже сразу брат тебе

а их здесь много
здесь среда бесправных
стремящихся вперёд
к миропорядку
так как так всегда
вот вам в пример искусство

сегодня глядь размеренный Тарковский
текущая вода солярный нойз
а завтра апперкотовый Борис
молоденьким поставленный на царство
и не сходящий с ленты вторчермета
шрамирует действительность собой
и на сердце солёные насечки
злой строчкой как пером он ковыряет
и то и это правда хорошо

отбросила намордник и ушла,
а я стоял и плакал
ты вернулась
сказала извините
я случайно
ай девушка
нехорошо сорить
и пальцы вжавшись в древко побелели

Конкурсная подборка 343. «Проблески»

1 балл

Андрюшенька

Маленькой мне казалось,
вот иду я по земле,
а моя прабабка идет под землей.
я шаг, и она шаг.
Так и идем, слипшееся ступнями,
непонятно кто чьё отражение.
А другая прабабка, Марфа,
та, что по отцу,
любила меня крепко.
А я ее боялась.
Носила она длинную юбку
и долгополый зипун.
нос её был такой длинный
и крючковатый, что о подбородок
стукался – страсть Господня!
Любила она петь песню старинную
"Я сажала огуро'чки
Кто же будет поливать"
Пела и притопывала,
И юбкой землю мела.
Бывало, встанет посреди улицы
С кульком пряников,
А я бегу-убегаю от нее со всех ног.
"Ой, люди добрые!
Поймайте мне Андрюшеньку –
глазки кругленьки!"
Соседские ребятишки
Схватят меня и волокут.
Я кричу, вырываюсь.
"Отпустите! Отпустите ее!
Передайте только прянички"
А когда помирать стала,
Долго помереть не могла.
Всей деревней приходили
Прощаться. Почитай
Все родственники.
А она об одном только и просила
"Приведите мне Андрюшеньку –
глазки кругленьки"
И опять схватили меня,
Тащат через порог,
Я криком кричу надрываюсь.
"Отпустите! Отпустите её.
Посмотрела я!"
С тем и отошла ко Господу.
А почему Адрюшенька –
Глазки кругленьки?
Говорят, похожа я
На другого сына её,
В гражданскую сгибшего.
Капля от капли.
Её капля в море человеческом.

Конкурсная подборка 368. «Грязные танцы»

1 балл

Грязные танцы

…янка в песке вырыла ямку, обложилась медузами
и ждёт маму – она пошла за сигаретами.
рядом толстая тетка из суздаля,
в бусах ракушковых,
ест креветки
и возмущается, как можно быть такой кукушкой –
оставить у моря дитя без присмотра?
янке хочется сказать, как мама своим мужикам:
«не трынди!»,
но разве объяснишь этим чужакам,
что плавать здесь начинают раньше, чем ходить,
и лица у всех смуглые – не то, что их красные морды,
точь-точь, как креветки в пластиковых стаканах.
… море танцует-танцует, то гопак, то танго,
соблазняет канканом,
затягивает суздальских, омских, брянских
в свои капканы.
а еще море слизывает песок и гальку,
раненых чаек, корабли и целые города,
засасывает время и судьбы своим бездонным ртом:
вот так же синие короткие поезда
тонут в тоннелях метро –
янка однажды там была,
на целых пяти станциях.

…море гнется как гигантский волан,
тает, глотает, плюётся и снова затягивает всех в свои грязные танцы,
а янка мечтает, что однажды столичный принц
подарит ей туфли,
посадит в сияющий лимузин,
отвезет в стоэтажный дом
с окнами в облака,
и не будет она, как мать, считать каждый рублик,
торгуя на набережной бастардо,
а по ночам пиво лакать,
с красными, как лица приезжих, креветками,
и реветь в темноту,
и мечтать – безответно.

…янка еще не знает, что она залетит в семнадцать,
совсем не с принцем, –
после грязных танцев
в забегаловке под вывеской «ресторан».
мать будет орать и делать вид, что бежит топиться,
потом вернётся, нальёт до краёв стакан
и философски изречёт: «ладно, чё уж там…
тебя вырастили и внука поднимем,
главное, чтобы был пацан,
в наших краях легче с ними,
хоть в сезон не бегать потом по кустам…»

…а море в угаре пляшет, выделывает антраша,
глотает траву и пляжи, веси и города,
причудливых гончих псов и медвежат из ковша
созвездия дат.
куда не сунься – всюду море танцует:
то танго с солнцем, то самбу с ветром –
до судорог, до шального пульса,
цепляя туи,
цепляя кедры
и души встречных на раз швартуя.
благо здесь есть, где развернуться –
смело забрасывай невод –
прибрежное царство – сто тридцать три километра –
от неба до неба.
Аватар

Роза Балтии

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Наверх
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x