СЕДЬМОЙ ОБЗОР

О конкурсных произведениях с 331 по 350 говорят обозреватели Чемпионата Балтии по русской поэзии Юлия Малыгина (Ю.М.) и Леди А., имя второго обозревателя будет открыто в июне.

ЮМ:

Прошлый обзор продемонстрировал идеальный мир, в котором есть текст и сумма мнений о нём; этот обзор я хочу посвятить чувственности, как и первый, но обратиться к чувственности как к способности познавать мир, опираясь на чувства: зрение, осязание, обоняние, слух, вкус. В поэтическом пространстве, тем не менее, с этими чувствами тоже происходят чудесные превращения: вкус перестаёт быть сладостью на языке, а осязание — касанием шёлка, здесь всё преображается (если преображается), поэтому просто зарифмованные слова остаются просто зарифмованными словами, сколько бы за ними не стояло размышлений.

Не стану накручивать лишних/красивых (зачеркнуть/выбрать по вкусу) слов, но я по-прежнему продолжу говорить не обо всех нормально/хорошо написанных текстах, а о стихах, о которых невозможно промолчать, потому что это будет несправедливо.

В фильме «Молодость», к которому я в очередной раз обращусь безо всякого позволения, режиссёр всё время намекает, что люди (даже самые одухотворённые) ничего не замечают: с персонажем-режиссёром отказывается работать актриса, он обсуждает это с другим персонажем — гениальным молодым актёром — и не видит, что этот гениальный молодой актёр и есть то, что нужно режиссёру; молодая женщина не замечает, что от неё без ума вполне себе прекрасный мужчина и пытается сохранить семью, мучается; даже природа (кажется) не замечает самоё себя, но всё меняется, когда появляется дирижёр, и это просто мы пока без дирижёра. Дирижируй, Настя.

Дорогая Леди А., а что ты хочешь сказать нашим читателям перед началом обзора?

Леди А.:

Для того, чтобы авторы и читатели обзора хоть как-то могли себе вообразить меня, постараюсь представиться.

Я — типичная Алиса в стране чудес, которая ест пирожки, — откусила от прекрасного стихотворения пирожка — стала маленькой, почти невидимой. Откусила от плохого — стала такой огромной, что может лопнуть в любой момент. От осознания своей великости, честно говоря, ей и самой не по себе. Если автор вздумает обижаться, пусть представит меня такой маленькой — меньше крошки на столе. И легко стряхнёт моё мнение как незначительное. Иногда я буду прятаться за прекрасные стихотворения наших современников, предоставляя им право говорить за меня и отстаивать то, что для меня важнее всего. А важнее всего для меня в поэзии — это моё любимое зазеркалье. Новый чудесный мир, вход в который лежит через удивительные преломления слов, фонетики, чувственности, в месте прекрасной щербинки, удивительного скола — где и начинается то, ради чего мы здесь все и собрались. 

Бесстрашно (вру, конечно) ныряю в эту двадцатку.


Конкурсная подборка 331. «Даун»

ЮМ:

От комментариев комментариев воздержусь, но вот что важно: по сути, что такое «спекуляция»? Смыслов у слова много, оно используется в разных контекстах, но что оно означает в условиях конкурса? 

На бирже спекулянтами (несмотря на то, что вся торговля, по сути, — спекуляция) называют тех, кто воспользовался случаем или даже случай создал, сорвал большие барыши, не задумываясь о том, что будет потом со всеми. А что это, по сути, значит? Что кто-то проявил эгоцентризм, зацикленность только на своём личном финансовом результате, а если в результате действий рухнет пара экономик, или развалится пара компаний — ну что же, не мы такие, жизнь такая. Такая позиция ожидаемо не нравится людям и считается чем-то нехорошим, потому что большинство людей социальны, человеку нужен человек, а тем, кому человек не нужен, — тоже нужен человек, и они остро переживают его отсутствие; но есть люди, которым люди нужны для себя, для своего личного удовольствия, грандиозные люди такие, посмотреть на другого они могут только для личной выгоды — но мы же не на партсобрании, поэтому вернёмся в рамки другого пространства.

Тем не менее, несмотря на очевидную спекулятивность этой подборки, грандиозности за ней не чувствуется, просто вот конкурс есть, вот такие стихи на нём востребованы, вот мне нужно подтверждение/разрешение, вот и диплом бы не помешал, вот и… вот и написана вот такая подборка. 

В чём её очевидная спекулятивность? В том, что она нажимает на кнопки, а что делать с этим нажатием дальше, не знает. В первом тексте очевидна любовь, принятие, но как это выразить в слове? Точнее, как это выражено в слове? Я так и вижу эти стихи: вот ручка пишет, что это она даун, и стирает, вот она пишет про несправедливость обзываний и стирает, вот она пишет, что мы живём в Спарте, что ты не имеешь права дать слабину, потому что тебя тут же сожрут — и стирает, бесконечно стирает.

Но, может, это клавиша backspace заела, и пропечатываются только выбранные слова, как знать.

Леди А.: 

Кроме слова «спекуляция», есть ещё и слово «паразитирование», а это гораздо хуже. Тогда ни о каких чувствах речи идти не может, мои чувства — это броня, железобетонная броня неприятия. Но, чтоб смягчить немного, скажу, что всё-таки эту подборку я вижу как стихотворную, с неприемлемой для меня, чуждой даже лексикой, но это стихи. Ну не мог же человек прожить последние 20 лет в саркофаге — ничего не зная о новых нормах политкорректности? Как бы он назвал Ника Вуйича, к примеру? Боюсь даже представить.


Конкурсная подборка 332. Грани ЦИ»

Леди А.:

Читаю первое стихотворение и спотыкаюсь почти сразу: «и всё не каркает беды». И потом выползает «уж»: «А бездна уж», — и мне становится скучно.

Стихотворение будто бы очень хочет быть стихотворением, и все формальные признаки есть, а веры нет. Это набор вымышленных метафор и нагнетание бури в стакане воды.

Второе милое, но вся философия прошла мимо меня. А третье — это просто феерический коктейль: мантра, Сусанин, Восток, Запад, Белая Русь, Свинья, Орёл, Емеля, богова мельница, мизгирь, бро, динозавры, тавро, Будда, Эйнштейн, Ницше… и я допускаю, что не всех ещё успела выловить из этого океана многобукофф. Всё это — чтоб наверняка всем понравиться, или какой другой резон? Мне страшно и непонятно, и страшно непонятно. И ещё, спрошу у тебя, Юля, ты поняла, почему слово «границы» написано дважды по-разному? Мне понравился каламбур в названии, но почему было не сохранить игру до конца?

ЮМ:

А я думаю, что это хорошие стихи, даже настоящие стихи, которые находятся на противоположной тебе стороне, — и всегда интересно, когда мы замечаем все эти «как» и «уж»,  а когда не замечаем. 

Мне кажется, это как с правилами перехода через дорогу, правилами поведения, любыми правилами: если нарушаешь, то понимаешь ли ты, что нарушаешь и как относишься к этим правилам? И вот создаётся ощущение, что эта подборка ставит под сомнение саму возможность правильности.

Про разное написание слова «границы»: в первом случае у нас название для подборки, во втором — стихотворения; видимо, название подборки говорит не о границах, а о гранях энергии, — я поняла это так.

Леди А.:

Может быть, ты и права. Хорошие стихи, а я просто маленькая песчинка, которая со своего роста замечает только ужей и паникует от перенаселенности третьего текста. 

ЮМ:

Мне кажется, дело не в соразмерности или том, куда устремлён взгляд, хотя и в этом тоже, мне кажется, что дело в том, совпадает ли опыт; я представляю себе это так: есть я с некоторым неописанным опытом, и есть автор, который этот опыт структурировал и описал. 

Есть несовпадающие абсолютно опыты (пользуюсь словом во множественном числе, в духе критической теории), когда автор смотрит туда, куда до него никто не смотрел, и пишет о том, о чём до него никто не писал. И тогда возникает вопрос: это действительно новый опыт, ну, или хотя бы подновлённый, или нет.

В нашем случае мне категорически не нравится заигрывание с концептуальностью, проявленное в названии стихотворения «ГраниЦЫ», это как-то искусственно сделано всё же. 

Всеми тремя стихотворениями движет мистическое переживание действительности, они возникают в целостности как живые, подозреваю, что с ними будет так же непросто читателю, как и с достопамятным подойником из подборки 170 «Молоко».Так же и с этой лодочкой, которая не просто лодочка, а несколько раз превращённый объект, символизирующий и переход, и движение одновременно. Такое возможно в современных физико-математических теориях и в поэзии (в ней — испокон веков). 

Со вторым стихотворением куда как проще — это притча, которая пользуется аллегорией, чтобы рассказать о людях, которые зачем-то подходят к тем, кто их стопроцентно обидит. И не раз. Такое ощущение, что речь о «мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус», — однако от стихотворения не остаётся ощущения в меру зарифмованного анекдота. 

А третье стихотворение подновляет жанр сказаний и как бы возвращает нам его — это хорошо сделано, это работа не однодневная, интересная, в том смысле, что это интересно читать. Движет этим жанром мысль, местами — звук, местами — знаки, особенно в «на острие атаки» — вот здесь чуть-чуть стучит стихотворение.

Но в целом то — круто!! (круто на целых два знака)

Леди А:  

Главное, чтоб этот король не оказался вдруг голым.

ЮМ:

Ну, для меня это однозначно «одетые» стихи, правда, застёгнутые не на все пуговицы.


Конкурсная подборка 333. «Высокая поэзия»

ЮМ:

Тут от всего воздержусь — и такое есть, друг Горацио, леди А.

Леди А.: 

А я скажу, Юль. Иначе наше молчание (казалось бы, что может быть безопасней?) имеет все шансы быть истолкованным превратно.

Когда подборка появилась — я улыбнулась. Милые картинки в голове сменяли одна другую: то простоявшая закрытой более 70 лет квартира в Париже, которую хозяйка экстренно покинула, где всё осталось на своих местах, — настоящая история, под невероятным слоем пыли, но краски на картинах и текстиле всё ещё можно было различить. Я не могла оторваться от этих фотографий. То как мы в пионерском лагере закапываем капсулу времени с посланием пионерам в 21 век. Поверить, что в наше время остался поэт, мимо которого прошла целая эпоха, было просто невозможно. Поэтому у меня и включилось мистическое воображение.

Самым ужасным было прочесть комментарии под подборкой. Чёрт же меня дернул. Улыбка сошла с лица. Картинки исчезли под слоем воинствующей серости. Увы.

ЮМ:

Люблю, когда люди пишут стихи и люблю, когда они о них говорят, но недавно мне подруга сказала, что писать-то ещё пусть пишут, а вот говорить их не смей учить, а то потом будешь кокетничать по-ахматовски. Подруга была неправа вот в каком моменте: люди и без меня справляются.


Конкурсная подборка 334. «Тише, тише, сердце, не боли»

Леди А.:

Дважды произнесенное (написанное) словосочетание «луна блудницей», которое появилось в первом стихотворении, — и я напрягалась, а потом она блеснула и в конце второго стихотворения — и не оставила мне шанса читать эти стихи хоть с какой-то долей сочувствия.

Хотя одно сожаление я все-таки выскажу. Автор, а вы лично что чувствуете? Кто вы? О чем мечтаете? Всё-таки, когда я читаю стихи, мне интересен опыт конкретного человека, того, чьим стихам я сопереживаю. Весь этот мистический бульон из преданий, библейских историй должен быть, как минимум, пропущен через конкретную человеческую жизнь. По крайней мере, я так думаю.

Просто первое, что вспомнилось из стихов, написанных нашим современником, — конечно, это не совсем религиозная лирика, и вообще не бульон, но:

 С утра на Троицу. Странник
 Посмотри, как светло наверху,
 как синицы с утра распищались.
 Этот мир в тополином пуху
 очень хочет, чтоб им восхищались.
 Не сметет его прочь злобный дух,
 ни ветра, ни костры не погубят.
 Эта жизнь, превращенная в пух,
 очень любит, когда ее любят.
 Пусть потом, покачнув белый свет
 на секунду, как в поле травинку,
 ясноглазый, большой человек
 соберет эту светлость в корзинку.
 И уйдет, не ворча, не пыля,
 и рассадит, забыв про усталость,
 по небесной земле тополя,
 ( чтобы Господу легче дышалось )...

 Евгений Чепурных-Люкшин 

И хорошо же? Хорошо!

ЮМ:

Всегда хочется спросить у подобных стихов: а что там с катехизацией? Но это очень личный вопрос, так что ограничусь «советом» общего плана — лучше разнообразить-таки лексику, иначе остаётся ощущение, что столько знаков направлено на то, чтобы рассказать о приключениях луны и сикомора.


Конкурсная подборка 335. «Обострение весеннее. с выходом»

ЮМ:

Со многими подборками было сложно, но с этой сложнее всего, она словно закрывается — хотя все элементы узнаваемы, вот офисный центр с собакой на входе, знаю, узнаю, сама про это писала, вот любимый Фет «тебя любить, обнять и плакать над тобой», и современность вот она, и даже митинг не забыт — к чему это всё только? К поэзии, которую ныне пытаются подменить политикой?

Второе стихотворение понятно, о чём говорит, ну, оно выглядит понятным для меня, но этот жуткий совершенно «ламповый свет» в современном значении слова «ламповый» — от него аж потряхивает. И новых смыслов этому слову как-то не прибавилось, даром что ближе к финалу расположено, а значит, какой-то суммой всех предыдущих слов оно могло бы обогатиться. Но нет.

Ну а третье стихотворение овладевает приёмом ради приёма, тогда как такая болтология — мощное средство от разлёта в разные стороны слова и его смыслов, ну и ещё в паре случаев этот приём такого накручивания слов, словно идёшь по болотистой местности и нащупываешь почву, часто бывает полезен, а в случае подборки 335 — приём есть, но кому, зачем — неизвестно.

А тебе как, понятно было в этом пространстве? Легко? Уютно? Или просто скучно и непонятно? 

Леди А.:

Юля, завидую твоему умению читать. Мне бы хотелось только попросить прощения у автора и поклонников такого творческого подхода к стихосложению и задать один вопрос — что курит автор? Нет, два вопроса: как понять, что это три разных стихотворения?

Я лечу в нору, а на пути передо мной только «чешуя из слов и алюминия»…


Конкурсная подборка 336. «Третья жизнь»

Леди А.:

Дважды упомянутый Александр Сергеевич, а также Гессе, Джойс, видимо, были нужны, чтобы удержать на своих крепких именах весь этот неслучившийся мир стихотворения. Но я читаю:

 Спишь на руке и гладишь лоб и бровь,
 Как не себя... Кого? Уже не знаю.
 Неправильная, видимо, любовь, -
 Поверхностная и как таковая... 

— и ёжусь от авторского косноязычия. Вот и «бровьлюбовь» ещё…

ЮМ:

Пытаюсь вспомнить, когда в последний раз читала хорошо написанные стансы и не могу припомнить; не так, чтобы была интересна (видимо) эта форма (стансы классиков — не в счёт).

Видимо, есть какая-то загадка, почему это именно стансы, точнее, в названии — подсказка, что нельзя читать это как единую историю (вот она и нескладная). 

Из первого стихотворения понравились две строфы, которые в контексте формы выглядят очень интересно:

 Заговоришь не по любви, со сна
 С той, что была бы на миру красна, -
 Но в этот раз неинтересно знать,
 Какие люди станут в нас стрелять. 

Получается, что ты заговоришь не потому, что любишь (вот странный мотив, но принимается, конечно, почему бы ещё люди разговаривали? Только по любви), а потому, что просто спросонья заговоришь — но с кем? — а со смертью, с той, кого нельзя называть, а ведь говоря, ты называешь вещи — получается, что не можешь заговорить, но начинаешь говорить со смертью едва проснувшись, т.е. когда у тебя уже есть силы, но проснулся нечаянно (не потому что утро, ведь написано, что заговоришь «со сна»).

А вот всё остальное проступает однозначнее и совсем не переливается, под каким углом ни смотрю.


Конкурсная подборка 337. «Знаки»

ЮМ:

Завидую авторской фантазии и её словарному запасу — тут тебе и менгир, и простор, который должен стать центральной осью мира, чего только нет.

А, вы, наверное, не очень распознали, где там простор, становящийся центральной осью мира? Сейчас покажу.

Часть  стихотворения, озаглавленная цифрой «2», начинается с «простор обветренных степей, / нанизанных на ось менгира» — кто/что? — «очнись и вовремя испей / Напиток призрачного мира» — что должен  сделать? — (ещё строфа повелительного наклонения) — что должен сделать ещё? — «святые символы горят / На теле древнего менгира» — что происходит? — «А ты потерян, ты изъят / Чтоб стать центральной частью мира» — что должно произойти и при каких условиях? — (обычно на этом незаданном вопросе как раз срабатывает код,  и произведение завершается, но не это, к сожалению, это пользуется отработанной композиций смены последовательности действий, и поэтому текст не завершается).

Мне понравилась птичка, которая клюнет в темя без осечки, — это хорошие строчки, интересные — и вот всё в этой подборке так: хорошие строки соседствуют с проходными, общая установка на мистико-мифологическое, вроде, прослеживается, но периодами, а не целиком. Но, может, на то и знак — как знать, как знать.

Леди А.:

Мне пришлось несколько раз перечитать все три стихотворения, чтобы понять суть. Всё это написано о бренности и скоротечности жизни (если я не ошибаюсь). Написано зубодробильно, увы.

 Вдоль стен расставленных, как знаки,
 Иконы без твоих мощей
 В дорогостоящем бараке, 

это же о фотографиях, развешанных на стенах квартиры? Кажется, автор не разобрался до конца, в чем суть метафоры. Вот о том, что всё конечно, но совсем иначе, у Юрия Казарина:

 ***
 Ломтик хлеба кладут на стакан.
 Из-под век вытекают копейки.
 Белый свет завернулся в туман
 и уснул на садовой скамейке.
 Залетает синичка в карман
 телогрейки.
 Крошки хлебушка, семечки, жмых.
 Пригубить бы в пределах иных
 два стаканчика чистого неба
 неразбавленного, без хлеба.
 Два. Тяжёлых. Гранёных. Пустых. 

Абсолютнейшее же зазеркалье, да, Юля?

ЮМ:

Ну, Казарин-то — большой поэт, не отнять этого, а тут у нас кто-то только учится летать, ещё крылья неловкие, ещё перья мешают, ещё ноги не слушаются. Вспоминается другой большой поэт — Юрий Кузнецов, а до него — Николай Клюев, вот у того провидение так провидение, там как будто поэт входит в природу и начинает ею говорить.

Зачатки чего-то подобного вижу я и в этой подборке, и не зря ты вспомнила Юрия Казарина — он тоже иногда говорит природой (природою?)


Конкурсная подборка 338. «Квест»

Леди А.:

Читать такие стихи — это как есть конфету, в которой все ингредиенты заменены на идентичные натуральным. И пресловутый тугоплавкий пальмовый жир, который не тает во рту.

Вот тут только показалось, что появился вкус:

 Мы сгораем, меж адом и раем,
 где стремительны смерти стрижи.
 До сих пор от любви умирают.
 Потому продолжается жизнь. 

Но нет. Всего лишь показалось. Не до чувственности, Юль, хочется хоть что-то почувствовать.

ЮМ:

Ну что делать — выщелкнуты чувства из общественного пространства как нечто неприличное, и всё, что позволяют себе люди и стихи, — эмоции, точнее, последствия прорыва сдерживаемых до того чувств вдруг прорываются, они превращаются в эмоциональный взрыв. Так же и с речью — когда её мало, прямо по дурному совету «писать, когда нельзя не писать», тогда буквы разбегаются по листу, никак не собираясь.

Писать нужно много, а показывать мало (если посчитать, сколько писали наши классики, то небо покажется с овчинку, до нас дошло только по многотомному изданию, а сколько ещё ушло в мусорную корзину — никому уже неведомо).

В этой подборке тоже есть замах на то, чтобы говорить природою, но истолкованный буквально, вот и рациональное не пропускает иррациональное (настоящее в этом случае), как плёнка на земле не пропускает влагу, и ростки оттого жёлтые, хилые, скрюченные.

Мне вот здесь понравилось, где плёночка прорвалась, и показался росточек:

 Одиночеству трудно учиться,
 если нет половины тебя. 

Но ещё не подсолнух, увы, что не отменяет возможности подсолнуха.


 

Конкурсная подборка 339. «Небо. Дирижабль. Деточка»

ЮМ:

Снова опознаю в подборке представителя т.н. «барной поэзии». Это стихи рассчитанные на произнесение, при том яркое, прямо вижу буквы, которые нужно только для того, чтобы форсировать звук. 

И вот в местах захода на форсирование получается слишком громко, а вот «проигрыши» (как в песне) мне нравятся:

 Тебе шестнадцать, ты не веришь в сказки
 про Высший суд, про лётчика-отца,
 про рыжего министра-подлеца
 и про предназначение «савраски». 

Легко сфальшивить в таких деталях, трудно найти новый подоттенок (оттенки-то тоже уже давно найдены) — но здесь удалось, хорошо будет этот перепад звучать со сцены.

А ко всему остальному неплохо бы критически отнестись и попробовать крещендо создавать последовательностью образов, рифм, строф, сюжетов, пространств, времён, чего-угодно-другого, чтобы наполнять эту громкость.

Не могу не отметить игру названий подборки и стихотворений — это прекрасно сделано; заметила, что поэты, ориентированные на зрителя, умеют создавать эффекты, со временем станут и наполнять эффекты значением, смыслом и художественностью, дайте срок.

Леди А.: 

Очень гнетущее впечатление от стихотворений в этой подборке, и даже не потому, что третий стих — это чернуха и беспросветность. А потому, что на протяжении всего чтения подборки меня не покидало ощущение, что это не стихи, а такое спонтанное говорение типа-стихами. Совершенно не вижу работы над словом, поиска удачного образа или идеи.

Начало первого стихотворения: «За окном плывёт небо белое», — и его концовка: «Голоса: «Белая полоса, белая полоса!» Потому что это небо никогда не бывает чёрным»,  — вызывают недоумение: что хотел сказать автор? А если совсем честно, то — зачем я это прочитала? К остальным стихам это тоже относится. Не вижу смысла препарировать их под лупой.


Конкурсная подборка 340. «Несказанное»

Леди А.:

Мне кажется, автор предельно честен со мной как с читателем вот в этой строке: «И речь твоя простая — просто хобби».

В первом я слышу и ахматовское нестойнаветру, и цветаевское больнынемной. Но не получилось пока сделать ни лучше, ни просто приемлемо.

В первом автор начинает стихотворение цветом: «Как долог серый день в конце зимы», и второе стихотворение полностью построено на другом цвете: «На синем небе облака / апрельской ветреной природы. / Под небом катит синь–река». Не буду называть, на каком именно цвете, там дальше ещё пару раз (на самом деле, больше!), прочитаете сами. Могу только всплеснуть руками: ах, капитан Очевидность! — и пожалеть о потраченном времени. Поэзии я так и не нашла.

ЮМ:

Говорю же — очень люблю, когда люди пишут стихи. В этой подборке альбомность достигла своего предела вот в этих строках: «… Апрель. Все катится к чертям – / и потирают черти руки.»  Не хватает раскрепощённости этим строкам (а процитированным как раз хватает) — уж если перерабатывать жизнь в стихи, то почему бы не делать это по-своему?


Конкурсная подборка 341. «Изнанка слов»

ЮМ:

Короткие предложения наводят на мысли об экспрессионизме и некоторой подростковости этих строк — писать одними существительными сложно, да и зачем бы это делать? Тем паче, что для создания эффектов (некоторых) стихотворение начинает собирать одно отвлечённое громкое слово за другим, словно на наших глазах ищет точное, и  — не находит.

Леди А.:

Знаешь, в чём моя проблема конкретно в этом обзоре? В том, что я все подборки без исключения читаю как стихи сложившихся авторов, то есть строго. А если представить, что среди них есть и птенцы, которые только встают на крыло, то об этой подборке я бы сказала, что потенциал  есть.


Конкурсная подборка 342. «Локдаун»

Леди А.:

Физически чувствую усталость автора, рискну предположить, что стихи —  если не единственная, то самая приятная отдушина в жизни. Ты говоришь, Юля, что любишь, когда люди пишут стихи. Я скажу больше: для многих стихи — это настоящее спасение ото всех бед.

ЮМ:

За этими строками, Леди А. (чуть не сдала твоё имя, но вовремя удержалась), слышу неподдельное чувство, которое с помощью некоторых версификаторских навыков структурируется, это то действие, которое ищут читатели, которые говорят, что им должно становиться легче после прочтения. 

Первое и третье для меня чересчур простовастеньки, более эмоциональны, чем чувственны, а вот второе стихотворение подборки нравится. 

Есть в нём какая-то притягательность, нечто вспыхивает за строками, а может, я просто заждалась уже живого переживания. 

Сохраню подборку для читателей, ищущих простых, понятных и терапевтичных стихов (готовых простить им некоторую неловкость при этом) — *


Конкурсная подборка 343. «Проблески»

ЮМ:

Очень-очень интересная подборка, подходящая к самой границе прозаизации стиха и местами даже переступающая оную. 

Однако если вспомнить о том, что у современных стихов есть не только слушатель, но и зритель, но и наблюдатель, то тогда подборка обретает дополнительные эффекты в виде того персонажа, от лица которого этого написано. Однако в стихах мы не можем говорить о перевоплощении в стихах, потому что парадокса лжеца для поэтической строки не существует, а вот если учесть, что прозаизация удалась, то можно говорить и о перевоплощении, но не совсем о нём — материал остаётся незаёмный, остранение происходит в интонации, в том, как устроен синтаксис, в том, как строки следуют за строками.

Полный восторг — !!

Леди А.: 

Нет, это не прозаизация. Скорее, это такое фантастическое умение автора нырнуть в прозу жизни, а вынырнуть в поэзию. Очень показательны всегда для меня  мурашки — они появились на словах: 

«вот иду я по земле, / а моя прабабка идет под землей. / я шаг, и она шаг», — то есть практически с первых строк, и не покинули меня уже до конца чтения подборки. Реально что-то фантастическое сотворил автор,  если я ни разу не вспомнила  про свои «принципы» — ни слова о бабушках, нафик архаизмы и оставить деревенскую эстетику деревне. Здорово, когда собственные границы рушатся, никаких больше стереотипов, говорю я себе. 🙂 А ещё ты заметила, Юля, что даже «кондукторша тетя Тося»  не резанула ухо? (привет сантехникам и крановщицам!)  Невероятно же, да? Браво, автор!

ЮМ:

Ну, конечно же, всё равно, бабушки или дедушки, тётушки или собачки, спондеи, пиррихии, деревни, города — всё становится неважно, когда смысл выплавляется одновременно с формой и обретает звучание.

Здесь речь о корнях, к которым всё чаще обращаются сейчас, когда моднее сериал «Топи», чем что-нибудь отвлечённое глобалистское. 

Ещё о прошлом годе я говорила о местной повестке, собрав своими высказываниями массу чужих эмоций; но тексты будут больше и больше уходить в эту самую «местную повестку», которая даже модные названия носит, но мы сейчас не об этом. Рада, что есть внешние обстоятельства для того, чтобы эта и другие подборки звучали. (Вспомнилось стихотворение Алёны Шипицыной «Степняки» с прошлого Кубка, оставлю ссылку для наращивания контекста). 


Конкурсная подборка 344. «Ты слышишь, мама?»

Леди А.:

Уверена, что автор мог бы (или уже может) во всю свою молодецкую удаль развернуться в прозе. И сюжетов в голове полно, и диалоги любит, и саспенс держит. Непонятно только, почему автор всё ещё держится за стихотворную форму.

ЮМ:

Знаешь, вспомнила сразу своих любимых лианозовцев, даже сразу два стихотворения Игоря Холина:

 На днях у Сокола
 Дочь
 Мать укокала
 Причина скандала
 Дележ вещей
 Теперь это стало
 В порядке вещей 

и 

 Кто-то выбросил рогожу.
 Кто-то выплеснул помои.
 На заборе чья-то рожа,
 надпись мелом: «Это Зоя».
 Двое спорят у сарая,
 а один уж лезет в драку.
 Выходной. Начало мая.
 Скучно жителям барака. 

И вот это: «Скучно жителям барака», — оно очень точное, а пересказ песен Петлюры — нет. 

Очень сложно увидеть в бомжах, жителях барака, ублюдках, подонках и бандитах людей, но если постараться, то можно, но ещё сложнее обнаружить и создать с помощью увиденного — не говорю метафизическое, но хотя бы просто другое пространство.  

Да, оно априорно другое по отношению к большинству, однако с помощью живописания ужасов легко сбить прицелы, привести в замешательство, вопрос — как пересобрать потом после развала? Поэтому «другое» пространство должно получаться относительно изымаемого из жизни, а не относительно благополучного.

Правда, в нашем случае и до развала мира не доходит; подборка надеется, что если просто опишет неблагополучный мир, то получится дотянуться до небес, и надеется, может, и не зря, все мы знаем феномен Веры Кузьминой, но тут ни о чём феноменальном сказать не могу. 


Конкурсная подборка 345. «Рыбы и люди»

ЮМ:

Нет, не стану в очередной раз обсуждать «человек человеку», видать, это челлендж такой, как ныне представители поколения снежинок обзывают вызов. 

Везде мне мерещится то ли большая, то ли малая медведица т.н. «барная поэзия», вот и здесь, вот и тут слышу я её завлекательные мотивы, местами занимательные, местами — интересничающие. 

И челлендж, бесконечный челлендж — ну, на то и соревнование у нас, не иначе. 

Во втором стихотворении, конечно, такой уровень сарказма, что диву даёшься — почему нет в комментариях многих оскорблённых? Совсем, что ли, общество перестало понимать аллегории?

Дюже креативно — так бы я определила эту подборку.

Леди А.:

Скажу, что первые два стихотворения могут попасть в топ любого конкурса вконтакте и собрать множество вожделенных лайков. Оскорблённых нет и не будет. Явно же — игра ради игры. А вот третье — откровенно слабое стихотворение, будто написанное другим автором. «Шампушка» — даже критиковать не за что, только пожать плечами.

Конкурсная подборка 346. «Не стать пустотой»

Леди А.:

«Буквы построятся в почерк», — почерк — это характер и когнитивные способности. А буквы могут построиться в слова. Думаю, почему нет ни одного отзыва под подборкой, которая не лучше и не хуже многих. Опять что-то очень важное автору и рассказанное в столбик не находит отклик у читателя. Обычное такое Балтийское дело, почему не комментируют?

ЮМ:

Ну может, просто подборка не нашла совпадений с читателями? Обычное дело — рассказывать в столбик важное автору, но тут важное опознаётся как орнаментальное, в самом деле, не скажем же мы, что «Вот было бы, скажем, у отца три богатырских сына; / и третий, конечно, дурак – совсем бы другое дело!» — это очень-очень важное, больное и нутряное. Если только в каком-то самом общем значении, которое можно свести к устремлению к красоте — просто болтаешь себе, шатаешь строку, а проступает метафизика — ведь бывает же? Осталось только определить, какие слова повторять, а какие шатать, а какие устанавливать.

И тогда не налегке будет выходить читатель, да и стих обогатится.


Конкурсная подборка 347. «Скупая серость»

ЮМ:

Ей-ей, подсчитаю все благодати этого Чемпионата и поищу в прошлых — как знать, может новый тренд?

Тренд, прости Г-ди, на благодать.

Чуть ранее уже говорила о том, как в одной из подборок альбомность разошлась вдруг по шву, в этой подборке это произошло вот здесь:

 И тошнота твердит тебе: «Приляг,
 На эту землю спьяну, бедолага!» 

Леди А.:

 «Я поднимаю с обочин,/ То, что должно было встать», — я даже боюсь представить, что это. Поэтому впервые за эту двадцатку беру самоотвод. Да, это не входит в круг моих предпочтений.


Конкурсная подборка 348. «Не спеши, псоглавец»

Леди А.:

Первое, что пришло на ум, — у меня с этой подборкой странные отношения, как сейчас принято писать в соцсетях: «всё сложно». Особенно с первым стихотворением не задалось, и не так, как у господина Струцинского: «убить аднаногую собачку», а по-другому. Поэтизирование смерти собаки — тут нет вопросов, вспомнить хотя бы потрясающе стихотворение Александра Кабанова на смерть кота, думаю, все знают, нет смысла приводить целиком:

 А когда пришёл черед умирать коту —
 я купил себе самую лучшую наркоту:
 две бутылки водки и закусь — два
 козинака,
 и тогда я спросил кота —
 что же ты умираешь, собака? 

а вот поэтизировать способ, причину смерти — это лежит вообще вне поэтического поля, как мне кажется. Или мне мешают розовые очки?

Второе же стихотворение смогло до меня достучаться, и прежде всего я поверила, что боль от предательства до сих пор жива. Мне даже не мешает то, что стихотворение держится на костях прозы, — рассказано в лоб, практически без мяса поэзии. Мне не хватает зазеркалья, но зазеркальем оказывается именно это, до сих пор остро переживаемое, чувство вины. Верю.

А третье стихотворение принимаю целиком, без оговорок. С первой строчки и до конца, оно со мной творит то, что и должна творить поэзия. Разговаривает с моим подсознанием напрямую, минуя внутреннего цензора. Преображая наблюдаемую действительность, преображает и меня как читателя. Случился переход в иную реальность, в искомое мной зазеркалье. Приведу в качестве цитаты начало стихотворения, вдруг кто забыл, и ему лень открывать ссылку. Хотя цитирования достойно всё стихотворение.

 А беда пьёт, а беда пьёт.
 Да не пиво пьяное и не мёд,
 а эритроциты и плазмы сок,
 Попивает кровь, кто б подумать мог.
 А беда ест — за ушами хруст –
 теплоту пожирает и свежесть чувств.
 Так беда поступает ввиду того,
 что она голодное существо. 

И вот так —  от полного неприятия первого стихотворения, через мостик второго, к полному восторгу от третьего стихотворения. Предупреждала же: «всё сложно».

ЮМ:

У меня тоже всё сложно, мне не хватает финалов, о чём я подробно сообщила в комментариях.

А больше и добавить нечего, без финалов произведения для меня не завершаются.

Хотя кое-что добавлю — «Так беда поступает ввиду того, / что она голодное существо», — всё же канцеляризм здесь очень виден, очень заметен, пусть бы и включение канцелярских оборотов не было новостью для стихотворений. Например, у Пастернака: «Я вспомнил, по какому поводу / слегка увлажнена подушка». Разница состоит в том, что в подборке используется представимый оборот, поэтому никакого напряжения, кроме «ай-я-яй, канцеляризм», не возникает, а у Пастернака оборот непредставимый, немыслимый, «так не говорят», и в то же время не невозможный, ведь «ну да, так можно сказать, но зачем так говорить», и в «зачем так говорить» создаётся напряжение, которое дальше разрешается, эффект не проходит впустую, как в случае нашей подборки. Но подход, конечно, вызывает уважение, это же как штурмовать «кровь-любовь» и ещё некоторые другие челленджи версификаторские.


Конкурсная подборка 349. «Честность»

ЮМ:

Небезынтересная подборка, которой не хватает дополнительных символов, находящихся за пределами самой подборки.

Сама она символизирует некоторые качества человеческие, и в первом стихотворении воссоздаёт эти качества лучше всего. Персонаж выходит зримый, понятный, но чего-то ему недостаёт как будто, как будто внутри недостаёт, то ли поэтических средств, то ли мотивировки.

И если в первом стихотворении эта недостача совсем маленькая, то к финалу случается кассовый разрыв между призванными символами и цельностью.

Леди А.:

Кроме честности, хорошо было бы еще и поэзию добавить. Я прочитала, я сочувствую автору, но совсем не вижу эту подборку как стихотворную.


Конкурсная подборка 350. «Тайная комната»

Леди А.:

Все мы время от времени любим предаться ностальгии, но не ёкает тут,  а когда говорит Станислав Ливинский, со мной происходит мистика. Возвращаются запахи, звуки и даже свет того (какого точно?) дня. И воздух дрожит.

* * *

На порожках курить и смотреть на родную спецшколу,
на безумные окна спортзала, заделанный лаз.
Наливать по чуть-чуть, запивать если-что-пепси-колой.
Ну — за нас!

Как тихушница-жизнь шарит в сердце, брюзжит о расплате:
подрисует усы, бородёнку, добавит морщин.
А когда-то на задней-презадней расписанной парте
жил-был мальчик один.

Жил-был мальчик один. Он зимою подкармливал осень.
Он мечтал о щенке, он хотел духовое ружьё.
Не любил молоко и любил, как жужжит «Смена-8»,
и без плёнки снимал на неё.

Остывает мгновенье, потом выцветают чернила
или, может быть, стало на улице раньше темнеть.
Перегнуться, повиснуть вот также на шатких перилах,
плюнуть вниз и смотреть.

Общее же прошлое, общее. Но вспомнить так, чтоб ёкнуло, — надо уметь. Это всё о третьем стихотворении, для первых двух у меня и вовсе не нашлось слов.

Можно ли подумать, что я спряталась за спину этого стихотворения, и не хочу говорить о подборке подробно? Конечно, можно.

ЮМ:

А у меня всё ёкает и отзывается, да простят меня боги критики за столь сильную восторженность. 

Здесь снова опознаю такую театрализацию, доведённую до предела, каковую часто можно встретить у представителей новой эстрадной поэзии — непременно будет возникать не сюжет, но фабула, стройная, даже простроенная — слова только выглядят случайными, опирающимися на рифмы, эти стихи так устроены, что они всегда от рифмы и идут, они прыгают между пространствами, временами и событиями, создавая свою оригинальную фабулу, не сильно заботясь о сюжете (фабула, как мы помним, — это последовательность, а сюжет — то, как это изображено автором). 

Так много говорила о новой эстрадной поэзии (т.н. «барной поэзии») на этом Чемпионате, что впору писать статью, словно новые ориентиры — благодать и эстрадность. 

Эта подборка умудрилась совместить в себе обе моды — !

Заключение:

ЮМ:

Этот обзор мною писался с большими перерывами и пролетел над страной (вместе со мною) не одну тысячу километров, за это время сроднилась со всеми стихами и совершенно не хочется что-то как-то дополнительно выделять, всё ведь сказано уже.

Просто вынесу сюда подборки, проявившие разнообразие чувств:

*  — Конкурсная подборка 342. «Локдаун»

! — Конкурсная подборка 350. «Тайная комната»

!! — Конкурсная подборка 332. Грани ЦИ» и Конкурсная подборка 343. «Проблески»

Леди А.: 

Думаю, что двадцатка мне досталась не хуже и не лучше других.  Здесь представлены практически все типажи современного литературного процесса. Выделяю две подборки и желаю им прекрасной конкурсной судьбы.

Конкурсная подборка 348. «Не спеши, псоглавец»

Конкурсная подборка 343. «Проблески»

 А «Проблески» еще и отдельно хочу поблагодарить за разрушение моих личных границ и выработанных за долгое время стереотипов. 

Юлия Малыгина

Юлия Малыгина

5 1 голос
Рейтинг статьи
Подписаться
Уведомить о
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Наверх
0
Оставьте комментарий! Напишите, что думаете по поводу статьи.x
()
x