О конкурсных произведениях с 271 по 290 говорят обозреватели Чемпионата Балтии по русской поэзии Юлия Малыгина (Ю.М.) и Инкогнито-сан, имя второго обозревателя будет открыто в июне.
Инкогнито-сан:
Оценка стихов всегда является проблемой потому, что сфера эстетического — это сфера свободы, личностного проявления, а личность, конечно, уникальна. Поэтому, наверное, стоит оговаривать критерии, вводить ориентиры, чтобы хотя бы становилось понятной система координат.
Мне думается, пространство литературы представляет собой, в числе прочего, область столкновения (встречи) разных субъектов. Это рождает проблему смысловой адекватности, понимания пространства стихотворения.
Я слышал, что в России родилась и стала довольно распространенной концепция Автора, созданная Михаилом Бахтиным. Если не вдаваться в подробности, то произведение — это встреча Автора с читателем. То, что Автор проявляет себя на нескольких уровнях, не имеет сейчас особого значения, поскольку эта концепция полностью лежит в области классической линии герменевтики: автор вкладывает в текст некоторые смыслы, и задача читателя их оттуда аккуратно «извлечь», реконструировать, обращаясь к структуре текста, биографии автора, культурному фону и т.п. Если опыт автора во многом совпадает с опытом читателя, тогда и возникает понимание.
Но в понимании существует и другая линия — неклассическая концепция «смерти автора» (Ролан Барт) и нелинейного письма. Француз полагал, что рождение читателя оплачивается смертью Автора, который в этой системе координат является не больше, чем скриптором — инструментом письма. (Привет И. Бродскому и его идее поэта как инструмента языка.) Кажется абсурдом, что Автор — это единое, интегрирующее текстовое пространство, начало — может быть всего лишь инструментом. Но в идее Барта есть важный момент, лежащий во глубине с̶и̶б̶и̶р̶с̶к̶и̶х̶ ̶р̶у̶д̶. Чтобы что-то создать, нужно, и правда, «умереть» этому все ведающему началу, которое называют автором. Чтобы появился Будда, должен был умереть Сиддхартха Гаутама. Чтобы родилось христианство, должен был умереть и воскреснуть Христос.
Необходимо освободить текст от давления (он и так перегружен требованиями и ограничениями формы, жанра, размера, и т.п.), уступить место читателю в себе, и тогда в том, кто будет читать текст, может появиться автор, создающий смыслы воспринимаемого текста. Беда ли, что эти смыслы не совпадут со смыслами другого читателя!? Мы ведь не словарь читаем.
Те, кто способны вдохнуть свою жизнь в воздушный шарик стихотворения, создают поэзию, стихотворение, после встречи с которым ты словно просыпаешься с изменившимся лицом, как сказал Иосиф Бродский. Ну, вспомните, Юлия, хокку, где сквозь тесное окошко формы виден огромный мир, но не видно самого автора. Точнее, автор сам и становится этим окошком в иной мир.
ЮМ:
Инкогнито-сан, скромно полагаю, что Бахтин и нынешний автороцентричный мир — несовпадающие величины.
Для начала, до того, как начать обнаруживать автора, нужно обнаружить произведение, а произведение не сводится к тексту, по Бахтину эстетический объект неотделим от автора, но не сводится к нему.
Но сама идея посмотреть на авторов, попробовать обнаружить авторов и произведения мне очень нравится (а может, того автора, который стал окошком в мир — как знать?).
Некоторое время назад я сокрушалась, что в споре Бахтина и Тынянова словно бы победил Тынянов, но смотрю иногда на автороцентричный мир и понимаю — не только он. Ничего никуда не исчезло, и все поняты превратно, и все вертятся дудочкой, когда видят, что происходит с их идеями.
И вот что предложила бы поискать совместно и о чём поговорить — новые идеи, новые смыслы, но только на поэтическом уровне, не на уровне e=mc2, ведь если что и должны знать читатели о нашем диалоге, так это то, что говорить будут два гуманитария. Говорить об авторе, автороцентричном мире, щебете щеглов и сколах на пармезане — ровно так, как и положено нам говорить.
P.S. «Окошко в мир» — это ещё и невольная цитата; ровно так заканчивается фильм «Молодость», о котором я пою целую неделю — там гениальный режиссёр как раз в самом финале просто выставляет перед собою подзорную трубу из рук. Кажется, это как раз то, о чём Вы сказали.
Конкурсная подборка 271. «Сады зеленые»
ЮМ:
Хорошая подборка, мне нравится, мне по сердцу (или по сыру?) — в прошлом обзоре говорила о написании стихов от полноты — кажется, это тот самый случай. Первое стихотворение усушить бы, утрусить, дело ведь не в том, что среди золотых строк попадаются серебряные (так быть должно), а дело в том, что попадаются алюминиевые — «куда-то стороной проходит дождь, / куда-то далеко за облака, / куда мы не торопимся пока,» — это всё холостые строки, ничего нового/значительного не добавляющие, и камнями повисающие на подборке в целом и стихотворении в частности.
Инкогнито-сан:
Но, тем не менее, это хороший пример того, как автор отпускает текст, и тот разворачивается передо мной, создавая особое пространство, разговаривая о том, что мне важно и понятно, хотя я ни разу не садовод, и асфальтово-бетонные джунгли мне милее зеленых садов )) Особенно хороши второй и третий тексты, перехлестывающие через бытовые и эмоциональные детали к чему-то потустороннему: звезда с изумрудной слезой внутри и б̶и̶р̶н̶а̶м̶с̶к̶и̶й̶ ̶л̶е̶с̶ зеленые сады, надвигающиеся на дом.
ЮМ:
Да, мне тоже «зелёные сады зелёные» очень нравятся — они удивительно звучат, не любые слова можно повторить в финале и сложится цельный образ.
Пожалуй, отмечу эту подборку за её лихачество, за бесстрашие и за ту лирику, которая утверждает не #боль-страдания-умру-вотэтовсё, а свет и сыр (дался же мне этот сыр, которого в подборке нет, а словно бы есть) — !
Конкурсная подборка 272. «Хотят отличий, значимости, славы…»
Инкогнито-сан:
А это случай, когда автор хочет что-то сказать, но не оставляет читателю места в своем пространстве, к тому же достаточно кургузом и неизящном.
ЮМ:
В этом сезоне я в супер-привилегированном положении — я могу не только собирать какие-то детальки из стихов (отмечая про себя: натурализм — 3 шт., танцевальный мотив — 3 шт.), но и собирать прекрасные и меткие замечания коллег.
Кургузно — это прекрасно и очень точно о подборке, состоящей из альбомных стихов.
Конкурсная подборка 273. «Круг замкнулся»
ЮМ:
Эта подборка является ярким доказательством проигрыша материалистической, формалистской критики, не находите, коллега?
Впрочем, до этого были подборки, скорее свидетельствующие о том, что формалистская критика им бы не помешала — куда не кинь, всюду клин, конечно.
Инкогнито-сан:
Не знаю, в чем здесь их проигрыш. Прием остранения, например, в третьем стихотворении даже чрезмерен)) Во время чтения второго стихотворения подборки подумалось, что такое — сплошь из существительных — как раз дает возможность максимального разрыва между автором и произведением, и это должно облегчить вхождение в текст. Ан нет: хокку не получилось. Да, возникает некий условный сюжет, но в нем не хочется участвовать, я себя не вижу частью этого мира, словно смотрю фильм с актерами средней руки.
Последний текст, мне кажется, лучше бы назвать не «Зыбь», а «Смесь». Необычные персонажи «а-ля Крупинин» связаны между собой такой сложной связью, что пробиться к сути этих отношений трудновато. Пожалуй, необходимо еще одно стихотворение-ключ к этому шифру. Или это я такой недалекий?
ЮМ:
Так в том и проигрыш, что нужна расшифровка, а значит мы имеем дело с текстами, а не произведениями (в идеале — с одним произведением); получается, что приём есть, а толка нет. В том и проигрыш, мне кажется. Текстам нужно «искать аудиторию», которая согласится расшифровывать, потому что … вот это «потому что» — оно — что?
Конкурсная подборка 274. «Валенсиана»
Инкогнито-сан:
Какой прекрасный вид с балкона в этой подборке. Не довелось побывать в Валенсии, увы, но почему-то верится, что там все именно так ))) Разброс оптики на этом балконе удивителен: можно посмотреть глазами печальной женщины в такси, кошки Доньи Пилар, моря и сквозь сценку лакомящихся апельсинами детей увидеть свое будущее. Этого не купить по карте Visa/MasterCard
ЮМ:
Да, любопытный вид с балкона — очень жизнеутверждающий взгляд, вполне в духе сериалов из 90-х, но не китчево, а фарсово, почему-то не верится, что дело происходит не здесь.
И в этой расщелине и живёт поэзия — всё дело в несовпадении пространства, мотива, названий, но сделано это аккуратно и поэтому от подборки остаётся приятное впечатление.
Но как-то слишком легко прошло, хотя не исключаю, что могу целую книгу подобных стихов прочесть. Ну штук 50 точно.
Конкурсная подборка 275. «Затерявшийся»
ЮМ:
Этим стихам теперь разучиться бы писаться: стряхнуть оковы рифмы, избавиться от котурн метра, убрать необязательность и может тогда случится взлёт.
Инкогнито-сан:
Вот именно: вроде и сопереживаешь лирическому персонажу, авторскому альтер-эго — такая печальная история про затерявшегося — но обидно, что за границами этих произведений не видно перспективы. Жванецкий как-то сказал, что творчество — это когда ты вдруг обнаруживаешь, что ты больше, чем ты есть на самом деле. А эти стихи тождественны сами себе, хотя и написаны технично. Но автор, полагаю, думает иначе и вложил в них много чего. Видимо, это у меня не те глаза.
Конкурсная подборка 276. «Ультрамарин»
Инкогнито-сан:
Однажды мудреца спросили: «Долго ли ждать весну?» И тот ответил: «Если ждать, то долго». Вот автор и не стал ждать — пошел извлекать из руин тело, пробитое синевой. А не надо тревожить зомби…
А если серьезно, то к финишу третьего автор почти показал, что он способен «гибнуть всерьез», как рекомендовал Пастернак актерам, способен отпустить своих демонов и умереть для рождения читателя:
Лишь обо мне на этой ряби Им ни за что не прочитать.
Жаль, что это произошло так поздно.
И мне так и не удалось раскрыть тайну старушки, которой отдали яблоко: это постаревшая Елена или Парис, сменивший пол.
ЮМ:
Коллега, очень заинтересовалась тайной старушки и пошла разгадывать, а потом подумала, что тайны скорее всего нет, и иногда старушка — это просто старушка.
Меня больше привлекло первое стихотворение, вот эти строки:
Пусть расцветает во мне сирень. Я, как могу, надышусь ей впрок. ………………………………….. Мне бы другую совсем весну – Эту весну и пойду искать.
Сирень расцветает внутри того, кто говорит, и этой сиренью тот, кто говорит; «как могу, надышусь ей впрок» — это очень любопытно, видимо, это о каком-то особом состоянии, отправляющим того, кто говорит, на поиски другой весны. Но зачем? А чтобы всегда цвела сирень. Реализованная способность мечтать, не бояться мечтать — это звучит очень жизнеутверждающе. Ещё бы средства выразительные уникальные подобрать.
Конкурсная подборка 277. «Наша веха»
ЮМ:
Да чего говорить этим стихам — и сказать нечего, потому что видно, что они искренне-альбомны и совершенно незнакомы с современной традицией.
На Чемпионате Балтии, кстати, достаточно много и стихов современных и обзоров, но само появление такой подборки — результат работы ЛИТО, которые учат писать, не обучая читать и слушать.
А чтобы писать, нужно уметь читать, т.е. сначала должно идти обучение чтению, потому что чтение художественных текстов не то же самое, что чтение газеты или новостей, они различаются как просмотр великолепного фильма и ток-шоу.
Инкогнито-сан:
Не припомню случая, чтобы Виталий Мамай написал в комментариях пародию. Мне, например, не удавалось такого, к сожалению. Это дорогого стоит. Что, увы, трудно сказать о стихах этой подборки.
Если говорить в рамках избранных мной оценочных координат, в этом пространстве нет места для читателя, поскольку все занято авторским «Я». Он слишком упивается своими состояниями, отношениями, чтобы читатель мог за ними что-то разглядеть еще. Нет дыхания в этих текстах.
Конкурсная подборка 278. «Буги-стрит»
Инкогнито-сан:
Не знаю, что сказали бы формалисты, Юлия, про не совсем традиционные отношения персонажа с чистыми джинсами (я не ханжа, надеюсь, и не осуждаю), но и здесь бахтинская полифоничность не проглядывает, а сам автор создает довольно симпатичный мир, но вот ощущения полета вместе с Шагалом у меня не возникло. И Буги-стрит мне сниться скорее всего не будет.
ЮМ:
И я не знаю, что они бы сказали, а вот не-формалисты как раз слышат эти нетрадиционные отношения, хотя … можно сказать, что «напяливать» не поместилось в размер — и вот результат.
Здесь та же, на мой взгляд, синтетическая позиция (вполне современная) — смешение разного, чтобы создавать эффекты, ну такая поэтика «фьюжн» (если есть такая кухня, то отчего бы не существовать такой поэтике?)
Здесь история скорее обращена к себе, согласна с коллегой — читатель либо должен заранее принять этот мир и заранее принять установку на «интересно», либо не принять. По ходу действия невозможно проникнуться чувствами, строка качается на энергетике, ритмические рисунки завораживают, так завораживает энергичный танец, так завораживает чёрный звук, но в чёрном звуке всё же есть д у э н д о.
Я понимаю, что в лонг стихи с дуэндо не попадут, но разве мы живём для лонга?
Конкурсная подборка 279. «Посолонь»
ЮМ:
Коллега, вот всё время мне кажется, что я ошиблась с двадцаткой, что для Вас нужно было выбрать тексты посложнее — а потом смотрю — да нет, нормально всё.
«Надеясь умолить поцеловать, / Отковырнув от каменной груди / И заново любимою родить» — самые любопытные строки в стихотворении, это ведь дочь говорит матери, что хочет отковырнуть её от каменной груди и родить заново; но потом всё утонуло в перечислении необязательных, но очень эмоциональных событий, и магия растворилась. А её бы собрать.
Второе стихотворение больше напоминает текст песни, из тех застольных, добрых, домашних песен, что массово сочиняются и поются.
А третий текст говорит, что как-то совсем неудачно собрана подборка — да не соревнуется здесь никто техническим мастерством, мало ритма и рифмы, и даже какого-никакого сюжета мало: нужно, чтобы всё создавало эффект, всё, каждая точка и даже отсутствие оной.
Инкогнито-сан:
Ошибка ли это? Не думаю. Сложность можно найти даже в самом простом. Хотя, возможно, другая двадцатка была бы интереснее в каком-либо другом отношении.
А умение этого автора «умереть» и перевоплотиться в существо из первого стихотворения этой подборки лично у меня вызывает уважение. После такого перерождения следующие два стихотворения уже не оказывают такого воздействия, несмотря на то, что и они — поэзия. Но, как высказался о какой-то из подборок Александр Спарбер, нет откровения.
Конкурсная подборка 280. «Каша»
Инкогнито-сан:
Эту подборку правильнее было бы назвать «Кафка», ибо абсурд здесь правит бал. Но это «правильный» абсурд, достигающий своего апогея как раз в самых последних строках подборки. Мне кажется, это тот самый прорыв в невыносимую тяжесть бытия, экзистенциальную тревогу, которые только и можно достичь через самопожертвование Автора, находящегося в пограничной ситуации между жизнью и смертью, между бытом и бытием, между обыденностью и поэзией. Это вот то, после чего видишь мир таким, каким его раньше не видел.
ЮМ:
Инкогнито-сан, а зачем другому видеть мир таким, каким не видел? Как полагаете?
Инкогнито-сан:
Так это у каждого свои причины. Но если говорить в фундаментальном смысле — чтобы оставаться/становиться человеком. Чтобы не раскрывать свой ̶с̶а̶н̶ статус инкогнито, не буду объяснять подробнее свою теорию )) Да и не к месту здесь читать лекцию. Но если Вы вдумаетесь в проблему человеческого существования, то легко поймете, о чем я.
Конкурсная подборка 281. «О радости и грусти»
ЮМ:
Да, действительно, тоска — совершенно необъяснимое понятие из нашего родного (ментального?) словаря. Но не хандра, хандра (всё же) — объяснима и переводима, а вот тоска — другое дело; поэтому в первом стихотворении рисуется достаточно универсальный образ скучающего буржуа, которому всё время чего-то не достаёт, а на страсть сил нет, и вот он хандрит. Это ведь близко к понятию «сплин» (как много всё-таки у нас синонимов для печального состояния, для печального настроения — все оттенки можно выразить), но не сводимо к чисто русской тоске, по свидетельству лингвистов трудно переводимой на другие языки (см. «Константы и переменные русской языковой картины мира», А.А. Зализняк, И.Б. Левонтина, А.Д. Шмелёв).
А про другие стихи чего сказать? Нечего там осмыслять мне, нет пространства, «всклень» бы только всуе запретила — честное слово, есть много других прекрасных слов, уже отдохнувших от натиска пера.
Инкогнито-сан:
И здесь могло бы получиться, как в предыдущей, возможно, но ряд необязательных черт раздёргивает и делает шатким пространство, создаваемое в этой подборке. «Спрыгивать в бомжи», «приветствует накачку губ», например, в первом. Восторг от воробьиного куста/дня тоже прошел «мимо» меня как-то, не повел за собой, хотя вот автор различает все это многоголосие:
Я каждый голос различу. По откровенью первочувств, Надежде на ..., надежде от ... В созвучье воробьиных нот.
И здесь я «срываюсь с крючка» точно, потому что не надо бы рассказывать, что умеет автор. ̶Н̶а̶ ̶е̶г̶о̶ ̶м̶е̶с̶т̶е̶ ̶д̶о̶л̶ж̶е̶н̶ ̶б̶ы̶л̶ ̶б̶ы̶т̶ь̶ ̶я̶. (с) Читатель должен вместо автора ощутить это многоголосие.
Конкурсная подборка 282. «Букеты сухих цветов»
Инкогнито-сан:
Юлия, а Вы знали, что в конкурсе могут участвовать нейросети? Я вот был не в курсе. Меня сильно удивит, если автором этой подборки окажется естественный человек: настолько здесь перекопан огород, выражаясь фразой из этих же текстов. Автор уверен, что
мои радости утро насильно простит и поймёт…
Может быть, и нам нужно простить эти радости. Но понять может лишь утро.
Будь я Григорием Беркманом или Владимиром Алексеевым, я бы написал в комментариях что-то вроде:
Есть счастье между пендюлей от акушера и гробовщика. Налей мне, мальчик, водочки, налей, пока алеет знаменем щека ограбленных о старый граб граблей. Но, увы, не дано мне их талантов...
ЮМ:
Я знаю, что наш мозг и есть нейросеть — думаю, что подборка написана автором, и даже в одиночку. На самом деле здесь и Бахтина вспомнить не грех:
«Объектом эстетического анализа является, таким образом, содержание эстетической деятельности (созерцания), направленной на произведение.
Это содержание мы будем в дальнейшем называть просто эстетическим объектом, в отличие от самого внешнего произведения, которое допускает и иные подходы, и прежде всего первично познавательный, то есть чувственное восприятие, упорядоченное понятием.
Понять эстетический объект в его чисто художественном своеобразии и структуру его, которую мы в дальнейшем будем называть архитектоникой эстетического объекта, — первая задача эстетического анализа.
Далее, эстетический анализ должен обратиться к произведению в его первичной, чисто познавательной данности и понять его строение совершенно независимо от эстетического объекта: эстетик должен стать геометром, физиком, анатомом, физиологом, лингвистом — как это приходится делать до известной степени и художнику. Так, художественное произведение в слове должно понять все сплошь во всех его моментах, как явление языка, то есть чисто лингвистически, без всякой оглядки на осуществляемый им эстетический объект, только в пределах той научной закономерности, которая управляет его материалом.
И, наконец, третья задача эстетического анализа — понять внешнее материальное произведение, как осуществляющее эстетический объект, как технический аппарат эстетического свершения. Ясно, что эта третья задача предполагает уже познанным и изученным как эстетический объект в его своеобразии, так и материальное произведение в его внеэстетической данности.
При решении этой третьей задачи приходится работать телеологическим методом.
Структуру произведения, понятую телеологически, как осуществляющую эстетический объект, мы будем называть композицией произведения. Целевая композиция материального произведения, конечно, отнюдь не совпадает с успокоенным, самодовлеющим художественным бытием эстетического объекта.
Композицию можно определить и как совокупность факторов художественного впечатления.»
[М. Бахтин «Проблема содержания, материала и формы в словесном художественном творчестве»]
Телеологическим методом, доходя до изначальных глубин, вряд ли можно работать в рамках обзора, однако можно попробовать подметить некоторые особенности подборки, на которых концентрируешься по мере чтения.
Натренированный читательский взгляд выделяет сразу следующие строки из первого стихотворения: «суп на куриных ногах / усложняет привычный бульон», «ветер дует — приходится класть капюшон, /и обыгрывать мех в улетающий смех», «и обыгрывать мех в улетающий смех, согревая серьёз на плечах головы:» — и в последнем случае «серьёз» звучит не очень, для его появления не очень хватает художественных оснований, тогда как в «обухе топора» его достаточно.
Интересные стихи, творческий метод нельзя не отметить — *
Ритмический рисунок в них переусложнён, мысль перескакивает с одного на другое, а если принять для себя, что поэтическая мысль жива и движима дыханием, то это будет искусственное дыхание, связанное с центром первого стихотворения:
есть счастье между оплеух – одной от акушерки, до второй дают проникнуться игрой: кроваво солнце встало над горой, но обух топора опух…
Эта строфа обращается сразу и к «подставьте правую щёку», и к «после рождения ребёнка акушерка шлёпает его, чтобы крик расправил лёгкие», и к «плетью не перешибёшь» — если говорить о принципиальной непереводимости на язык последовательного высказывания, то в этих стихах использован один из методов такого письма.
Есть, правда, опасность, что вместе с принципиальной непереводимостью, стихотворение приобретает черты шифровки, слишком недоступного для понимания языка. Однако для того, чтобы понять эти стихи, не нужно обладать специальными знаниями, достаточно желания, ведь все цитаты и понятия — из цитат и понятий «первой доступности».
А вот причина, по которой стихи отмечаю как интересные, но не готова запомнить — в них недостаёт финала, ни в одном стихотворении нет финала. Ну, или я его не вижу и он находится вне зоны просматриваемости такого читателя как я, поэтому для меня подборка не завершается.
Инкогнито-сан:
Видя Ваш анализ, Юлия, могу только заметить, что он — лучшее доказательство правоты концепции постструктурализма: текст — пространство абсолютно самостоятельное как от автора, так и от читателя, и смысл можно увидеть, в чем угодно (даже в том, где его и нет изначально), потому что смысл не в тексте, а в восприятии )))
Конкурсная подборка 283. «Триптих»
ЮМ:
Чуть-чуть небрежно, чуть-чуть подстучали ударения — но дело, в сущности, не в этом; а в присутствии живости и эмоциональности и, вместе с тем, непроявленности чувства.
Второе стихотворение видится центральным, оно нравится больше всего.
Инкогнито-сан:
И этот автор, вижу, может, может… Даже несмотря на раздрай после предыдущей подборки, очепятки и едва сдерживаемое стремление стать пародистом, я могу здесь увидеть прекрасные образы, выводящие читателя в подлинно эстетическую реальность безо всяких скидок и оговорок. А пока не хватает точности автору.
Конкурсная подборка 284. «Окно»
Инкогнито-сан:
Как хочется понять, почему собеседник этого автора не отвечает ему, почему они не совпадают. В последнем тексте понятно: сумасшедшего понять может лишь сумасшедший. И в этом кроется, возможно, отгадка: говорящий от лица автора гораздо ближе к природе, чем к людям, ее язык ему понятнее, чем людской. И это, в целом, делает подборку единым пространством, а не просто набором из трех стихотворений. Оценит ли это жюри?
ЮМ:
Любопытно, что эти тексты так же стремятся к драматизации стиха, но установка и методы расходятся, в итоге стихи опознаются как альбомные и пролистываются.
Что-то должно быть ещё, всегда должно быть что-то ещё, одних ситуаций, выраженных в рифму маловато. Получаются такие рассказики в рифму, какие ещё у Януша Леона Вишневского можно встретить, одно время он был страшно популярен, а сейчас почти забыт.
Конкурсная подборка 285. «Дао»
ЮМ:
Такое ощущение возникает каждый раз при прочтении, что стихи намеренно снижаются, снижаются, а детали окружаются рюшечками, чтобы потом сбросить рюшечки и воспарить. Но не воспаряют, может оттого, что все рюшечки остаются на месте.
голодомор/пифагор — отвратительная рифма, потому что рифма — то, что звучит и значит, и когда пифагор во всей красе своих значений, коннотаций и ассоциаций сталкивается с голодомором, то возникает ощущение ненамеренного кощунства. Поставьте на одну чашу весов «пифагоровы штаны во все стороны равны» и «голодомор» — и всё услышите. А просто обозначения, что «Пифагор» — это такое прозвище деревенское — недостаточно.
Инкогнито-сан:
Не знаю, имеет ли автор сих строк представление о том, что такое дао. Судя по стихам, нет. С тем же успехом можно назвать подборку «Пифагор». А почему нет, если он присутствует в последнем тексте!? В общем же, какие-то картинные получились голуби здесь, и в самом деле.
Конкурсная подборка 286. «Весна и совсем не весна»
Инкогнито-сан:
Эх, опоздал родиться этот автор лет эдак на 200. «Светоч мира», «звездный эфир»… Какими могут быть лучи солнца ранней весной? Конечно, робкими. А косули? Правильно — пугливыми. Как может купаться ночь в звездной чаше? Исключительно томно. О̶ ̶д̶р̶у̶г̶ ̶м̶о̶й̶ ̶А̶р̶к̶а̶д̶и̶й̶ ̶Н̶и̶к̶о̶л̶а̶е̶в̶и̶ч̶!̶ ̶о̶б̶ ̶о̶д̶н̶о̶м̶ ̶п̶р̶о̶ш̶у̶ ̶т̶е̶б̶я̶:̶ ̶н̶е̶ ̶г̶о̶в̶о̶р̶и̶ ̶к̶р̶а̶с̶и̶в̶о̶ Уважаемый автор, духи Маяковского, Мандельштама, Бродского взывают к Вам: снимите камзол и парик с буклями, уже 21 век на дворе.
ЮМ:
Ну, и такие люди пишут стихи — люблю, когда люди пишут стихи, но это не означает, что все-все обязан осмыслить и принять читатель, верно же?
Конкурсная подборка 287. «Клякс»
ЮМ:
Те стихи, в которых нет ни одного слова, которое бы было больше себя, вполне возможно, что именно поэтому сумма этих слов не создаёт произведение. Как знать, как знать.
Инкогнито-сан:
Что угодно говорите об этом, Юлия, но я в свой субъектив наловил с легкой руки автора кучу новых слов. Оно и не удивительно: их ему не хватает. А потому они сыплются карамельками из кулька. Но переходить на написание стихов нотами не советовал бы — вряд ли читатель поймет. Придется искать слушателя. Но можно ли заменить словообразованием поэзию… Не знаю, не знаю… Любимые Вами, Юлия, формалисты как оценили бы такую степень отхода от привычного мира?
Ей-богу, автор подборки «Окно» мог бы подружиться с автором этой.
Да, и машинисту диссертировать надо бы аккуратнее, наверное…
ЮМ:
Нет, я не люблю формалистов, я переболела ими как ветрянкой, и это просто маленький шрам на переносице, который синеет на морозе.
Конкурсная подборка 288. «Обратная связь»
Инкогнито-сан:
Второе и третье стихотворение здесь вроде и о давно известном, и так — без особой вычурности — просты, что даже хороши. Эта зыбкая легкость и напускной оптимизм скрывают большую глубину переживаний. И очень композиционно правильно, мне кажется, «ничего, пройдет» сменяется на трехкратное «ничего» без «пройдет». Не пройдет, нет — навсегда останется это ощущение пустоты, растущей, как опара, говоря строкой из Иосифа Бродского.
ЮМ:
Интересное дыхание стоит за этими стихами и единственное, чего им недостаёт, — это умения выражать опыт. Вспышки случаются и тут же прячутся, как будто улитка показывает рожки и тут же прячет их назад. И когда-нибудь покажется полностью и научится рассказывать истории о своём домике так, чтобы они переливались на солнце, как та роса, за которой и выглядывает улитка.
Конкурсная подборка 289. «Всё будет хорошо!»
ЮМ:
Название напомнило фильм «Всё будет хорошо!» — чем-то он таким-эдаким западал в душу, а вот о подборке такого сказать не могу.
Инкогнито-сан:
Я запинался о форму в этой подборке. Цеплялся за строчечки. И вся энергия моя уходила на то, чтобы отцепиться от зубцов этой строковой кардиограммы и идти за смыслами, которые в итоге, похоже, и ускользнули. Простите, меня, автор. Видимо, не Ваш я читатель.
Конкурсная подборка 290. «Хорошо, что они приходят ко мне»
Инкогнито-сан:
В общем, предлагаю, Юлия, согласиться с автором, что не важно, «стихи ли, не стихи». Тем более, что текст про Кондратия очень хорошо поется на мотив «Жил-был Анри IV…». Опять же, будь я Владимиром Алексеевым или Валентином Емелиным, я бы написал в комментах что-то типа:
Жил-был Сергей Тресковин. Он славный был поэт. Стихи писал легко он, карман был полн монет. Пришел он раз на Кубок, залез на пьедестал. Его послали грубо. Писать он перестал. Тирлим-бомбом, тирлим-бомбом, тирлим-бомбом, тирлим-бомбом, тирлим-бомбом, бомбомбомбомбом, бомбомбомбом...
ЮМ:
Соглашаюсь полностью и безоговорочно!
Заключение:
Инкогнито-сан:
Если судить по критерию, обозначенному мной в начале обзора этой двадцатки, ему отвечают, на мой взгляд, лишь две подборки: 271. «Сады зеленые» и 280. «Каша».
И отметил бы подборку 274. «Валенсиана» за гарсиелорковую атмосферу, хотя сильно сомневаюсь в ее конкурсных перспективах. По себе знаю, что хорошие отзывы о стихах могут снизить авторскую горечь их отсутствия, но не очень сильно, если приходишь на конкурс.
Может быть, следующие двадцатки исправят ситуацию и создадут более жесткую конкуренцию подборкам с открытым авторством.
ЮМ:
Воздержусь от комментариев, потому что вижу, что потенциал выбранного собеседника и потенциал подборок разошлись в пространстве и нет надежд на пересечение. Однако не всё так грустно, сохраню как любопытную Конкурсную подборку 282. «Букеты сухих цветов»
И отмечу восторгом Конкурсную подборку 271. «Сады зеленые»
Спасибо дорогим обозревателям за вдумчивость и доброжелательность.
У меня нет никаких иллюзий относительно конкурсных перспектив, но иногда я дерусь просто потому что дерусь 🙂
А Валенсия действительно именно такая.